Том 8. Глава 1. Новый специальный экзамен – Смешанный Тренировочный Лагерь. Часть 1
Утром четверга, вскоре после начала третьего семестра, группа автобусов отправилась в путь по шоссе.
Ученики 1-го года не были единственными пассажирами. Кроме них в автобусах также находились учащиеся 2-го и 3-го года. Другими словами, происходило глобальное перемещение всего ученического состава школы.
Автобус, на котором ехали мы, первогодки класса С, въехал в туннель, отчего всем вскоре заложило уши.
Это была моя вторая поездка на автобусе с тех пор, как я поступил в эту школу.
Куда нас везут и для чего – по этим вопросам мы не получили абсолютно никаких объяснений.
На данный момент всё, что я могу сказать, так это то, что нам всем дали указание надеть спортивную форму, а также настоятельно порекомендовали взять с собой несколько сменных футболок и комплектов нижнего белья.
В любом случае это, скорее всего, не будет просто экскурсией.
Путь до места назначения должен занять 3 часа – довольно долгое время в дороге, поэтому в пределах дозволенного ученики взяли с собой любимые вещи.
Предметы вроде телефонов, книг, карт, закусок и соков.
Были и ученики, взявшие с собой игровые приставки.
Поскольку места в автобусе были распределены в соответствии с нашими именами, рядом со мной сидел Ике Кандзи.
Сразу после поступления я намеревался поладить с ним, однако вскоре мы стали «просто одноклассниками» и почти перестали общаться.
Даже сейчас он разговаривает не со мной, несмотря на то, что мы сидим рядом. Он встал на сиденье на колени, повернулся назад и разговаривал с Судоу, Ямаучи и остальными, причем довольно громко, поскольку они сидели достаточно далеко.
Время от времени я слышал, как девочки высказывались, что это их раздражает, но, похоже, ребята не обращали на это особого внимания.
Обстановка в автобусе была довольно шумной. Впрочем, неудивительно, что они не слишком учтивы к другим.
Я чувствую себя немного одиноко, но ничего не поделаешь.
К счастью, благодаря экзаменам мне удалось подружиться с некоторыми учениками – например, с Кейсеем и Акито.
В автобусе царила расслабленная атмосфера, но, тем не менее, это наверняка не будет простым выездом на природу.
Наверное, я мог бы посчитать это развлекательным мероприятием, будь сейчас зимние каникулы, но уже ведь начался третий семестр.
В таком случае будет лучше всего предположить, что нас ждет специальный экзамен, как тогда, с необитаемым островом.
Как бы то ни было, нельзя сказать, что Ике и остальные совсем не повзрослели. Наверное. Чабашира с любопытством наблюдала за тем, как ученики занимаются своими делами.
Сидя недалеко от моего сиденья и места водителя, она просто присматривала за всеми.
Поскольку мне не хотелось, чтобы наши взгляды случайно встретились, я решил посмотреть в окно.
Какой длинный тоннель.
Прошло около двух или трех минут с тех пор, как мы въехали в него. Стоило мне так подумать, как я ощутил, что понемногу становится светлее.
Мы выехали из тоннеля.
Чабашира встала, словно только этогои ждала.
И в тот же миг у меня заболели уши.
– Извините, что прерываю ваше веселье, но не могли бы вы сбавить тон?
Сказала Чабашира ученикам, взяв в руки микрофон.
– Полагаю, вам всем не терпится узнать, куда едет этот автобус и что мы будем делать по приезду.
– Конечно, нам это интересно. Вы же не собираетесь сказать, что мы снова отправляемся на необитаемый остров, правда?
После чего Чабашира ответила на претензию Ике:
– Похоже, вам тяжело забыть то, что случилось на необитаемом острове, раз это всё ещё остается в вашей памяти. Но не переживайте. Экзамены такого масштаба проводятся не так часто. Да и мы не настолько жестоки, чтобы заставить вас вновь пройти через это сейчас, когда лето закончилось совсем недавно. Однако, сейчас, как вы, возможно, уже догадались, будет проведен новый специальный экзамен. Ваши условия жизни будут крайне высокими по сравнению с необитаемым островом.
Хоть она и говорит так, эти слова не заслуживают особого доверия. Даже если забыть о необитаемом острове, все проводившиеся до сих пор специальные экзамены обычные ученики посчитали бы очень трудными.
Самое главное, что мы будем вынуждены столкнуться с таящимся за специальными экзаменами подвохом, известным как исключение.
– С этого момента начинается ваш специальный экзамен, ученики класса D!
Произнеся это, Чабашира замолчала.
В этот момент мои одноклассники несильно, но с гордостью улыбнулись.
Сразу же после этого Чабашира опустила голову, словно пытаясь проявить уважение, и извинилась.
– Прошу прощения. Вы уже ученики класса C. Теперь, раз уж вас повысили, я расскажу подробности специального экзамена.
Преодолев несколько специальных экзаменов, ученики, которые в третьем семестре наконец поднялись до класса С, похоже, спокойно воспринимают свое нынешнее положение.
Тот факт, что объяснение будет происходить в автобусе, означает, что можно будет подготовить контрмеры ещё до нашего приезда.
Так как мы всё ещё находились в движении, нельзя было бездумно вставать с сиденья, но внутри автобуса её голос точно будет слышен всеми.
Даже Ике и его компания, которые обычно ведут себя очень шумно, немедленно замолчали, чтобы выслушать речь Чабаширы.
Хоть это и мелочь, но она даёт понять, что ребята в какой-то мере выросли.
– С этого момента вы будете посещать занятия в летней школе, расположенной среди гор. По всей видимости, мы прибудем в пункт назначения примерно через час, так что чем быстрее я смогу вам всё объяснить, тем больше у вас будет свободного времени.
Это значит, что до начала специального экзамена осталось около часа.
Даже если на объяснение уйдет 20 минут, у нас всё равно останется еще 40. Именно столько времени у меня будет, чтобы придумать стратегию для этого специального экзамена.
Наверное, именно это она имела в виду под «свободным временем».
– Разве в летнюю школу не ходят летом?
Горы, которые мы видели с шоссе, всё ещё были покрыты белым снегом.
Вопрос задал Ике, бывший бойскаут, а потому эксперт в этой области.
– Ты можешь помолчать и послушать меня? Кажется, я только что сказала вам о свободном времени.
Чабашира говорила это скорее приветливо, чем со злостью.
Ике извинился и почесал затылок.
Раздался негромкий смех.
Летняя школа.
Поскольку раньше я не слышал ни о чем таком, то решил поискать эти слова в интернете.
«В основном проходят летом, обычно в дни с хорошей погодой и в местах вроде гор или других, где растет много зелени. Осуществляются с целью укрепления здоровья учащихся».
Ясно. Как и сказал Ике, чаще всего подобное происходит летом. Но все же это не обязательное условие.
– Обычно возможности встретиться со старшеклассниками… особенно для учеников, не участвующих ни в каких клубных мероприятиях, ограничены. Но в летней школе, которая продлится в общей сложности 8 дней и 7 ночей, вы будете заниматься коллективной работой, выходящей за рамки вашего учебного года. Это нечто большее, чем то, что предлагал спортивный фестиваль. Этот специальный экзамен будет называться "Смешанный Тренировочный Лагерь". Если я просто расскажу всё на словах, вы в любом случае будете озадачены, поэтому сейчас я раздам материалы.
Чабашира подошла к ученику, сидящему на первом ряду, и передала ему пачку распечатанных материалов.
Каждый из нас брал себе по одному экземпляру, после чего передавал распечатки дальше.
Стопка материалов была довольно толстой и состояла из множества листов.
Поскольку нам не говорили, что смотреть нельзя, я перевернул страницу и всмотрелся в содержание.
Там были фотографии того, что, должно быть, и являлось тренировочным лагерем.
Комнаты, где ученики могут спать, большие ванные комнаты, столовые и всё в таком духе.
Довольно забавно смотреть на всё это. Словно читаешь путеводитель...
Но неизбежно, что всё, что касается специального экзамена, только испортит нам настроение.
Даже эта толстенная стопка бумаг, врученная нам в дополнение к устному объяснению, не внушала никакого оптимизма.
Если посчитать, что они содержат разъяснения, похожие на те, что были для "Бумажной Лотереи", кажется, этот специальный экзамен будет чем-то очень хлопотным.
Вскоре все получили свои копии материалов. Убедившись в этом, Чабашира продолжила говорить.
– Читайте, если хотите, но я продолжу объяснять, что из себя представляет Смешанный Тренировочный Лагерь. Поскольку я соберу материалы до того, как вы покинете автобус, убедитесь, что хорошо понимаете правила. В самом конце я отвечу на ваши вопросы, так что пока просто помолчите и послушайте. Это понятно?
Сказала Чабашира, снова посмотрев на Ике. Тот несколько раз сделал жест, словно закрывает рот на молнию.
– На этот раз специальный экзамен будет тренировочным лагерем, преимущественно ориентированным на ваше ментальное развитие. Для этого мы начнем с основ интеграции в общество и убедимся, что вы сможете жить в гармонии с теми, с кем обычно не общаетесь. Каждый из вас научится этому.
Так вот почему мы должны будем действовать сообща со старшеклассниками. Чабашира уже сказала это, но ученики, занимающиеся клубной деятельностью, могли уже наладить отношения со старшеклассниками, однако даже у них всё это ограничивается рамками клуба.
У тех, кто не относится к этой категории, нет абсолютно никаких контактов со старшеклассниками, и таковых большинство.
По сути, было бы здорово, если бы такие контакты можно было осуществлять по своей воле, без необходимости вовлечения в клубную деятельность, но всё не так просто.
Так или иначе, как именно они собираются вовлекать в это старшеклассников? Если общение между собой не будет являться крайней необходимостью, ученики, вероятно, будут держаться от друг друга на расстоянии, как и во время спортивного фестиваля.
Что ж, видимо, мы едем в горный "тренировочный лагерь" именно ради того, чтобы этого больше не повторилось...
В любом случае, до тех пор, пока правила проведения специального экзамена не установлены должным образом, достаточно легко выявить прорехи.
С точки зрения физического и умственного развития, между учениками 1-го и 2-го года существует огромная пропасть.
Как ни крути, разница в один год для подростков весьма значительна.
На самом деле, это не так уж и много, но мы, вероятно, не сможем бороться с ними на равных.
– Как только мы прибудем в пункт назначения, первым делом, вы разделитесь на две части, в одной из которых будут только парни, а в другой только девушки. Затем вы устроите обсуждение с учениками всех других годов обучения, после чего разделитесь на шесть групп.
– Шесть групп, разделение по полу...
Пробормотал Ике, словно стараясь запомнить.
Объяснение только началось, и Чабашира продолжала без остановок.
– Были установлены нижний и верхний пороги для количества людей в одной группе. Взгляните на пятую страницу материалов в ваших руках и внимательно прочитайте расписанные там правила, касающиеся количества людей.
Все, как один, обратили свое внимание на пятую страницу материалов. Похоже, там были описаны правила для групп этого тренировочного лагеря.
«При создании группы существует как нижний, так и верхний предел количества людей, которые могут в неё входить. Эти числа были рассчитаны на основе разделения как по полу, так и по году обучения. Например:
– Если в одной параллели 60 учеников мужского пола, в группе может состоять от 8 до 13 человек.
– Если в одной параллели 70 учеников мужского пола, в группе может состоять от 9 до 14 человек.
– Если в одной параллели 80 учеников мужского пола, в группе может состоять от 10 до 15 человек.
Однако, если количество учащихся мужского пола меньше 60, то, пожалуйста, посмотрите в специальный раздел».
Вот что там было написано.
Раз соотношение парней и девушек среди первогодок одинаково, а каждый класс состоит из 40 человек, общее число парней всей параллели 1-го года должно равняться 80.
10-15 человек формируют группу, и в общей сложности их будет шесть.
Тот факт, что они ссылаются на общее число учеников, означает, что количество людей в группе может меняться в зависимости от количества исключений за весь учебный год.
– Я думаю, вы уже поняли, но тот факт, что разделение основано на половой принадлежности, означает, что в группах будут ученики из разных учебных лет. Кроме того, вам придется сдавать специальный экзамен с этой группой. Это значит, что ваши судьбы будут неразрывно связаны с другими учениками.
– Необоснованно просить нас формировать группу с ребятами из других классов. Мы ведь враги, разве нет?
Ике пробормотал это так, чтобы Чабашира могла услышать. Видимо, он больше не мог молчать.
Затем, по всей видимости, ему в голову пришла хорошая идея, и он решил поделиться этим со мной.
– Вот как? Тогда нам и не нужно волноваться об этом, разве нет? Мы можем просто разделить наш класс С на две группы, и на этом всё закончится. Вот что это значит, верно? А, Аянокоджи?
Разумеется, можно сформировать две группы только из учеников класса С, выбрав нижний предел в 10 человек, и таким образом эта проблема будет решена. Однако идея Ике, к сожалению, не сработает.
– Звучит неплохо, но всё не так-то просто. Правила не позволяют формировать группу только из учеников одного класса. До тех пор, пока количество людей в вашей группе соответствует квоте, не имеет значения, с каким классом вы сотрудничаете, но в группе должны быть ученики как минимум из двух разных классов.
Это заявление Чабаширы было должным образом расписано в материалах.
«Обязательное условие – в каждой группе должны быть ученики не менее двух классов».
– Это значит, что мы будем вынуждены сотрудничать с врагами?
Даже не столько вопрос, сколько недовольный возглас прозвучал со стороны Ике.
Чабашира, выглядевшая несколько раздраженной, ответила ему.
– Оно и значит. Конечно, нет ничего невозможного в том, чтобы попытаться сформировать группу, состоящую из как можно большего числа учеников вашего класса, и до тех пор, пока в вашей группе есть хотя бы один ученик из другого, всё будет соответствовать правилам.
Короче говоря, формируя две группы и используя нижний порог в 10 человек, 9 из них будут из класса С. Если мы поступим так, то сможем сформировать группу, которая будет "преимущественно классом С".
Однако я сомневаюсь, что такая группа будет признана учениками других классов, когда состоится обсуждение.
Не так уж и много учеников захотели бы присоединиться к группе, состоящей в основном из учащихся другого класса. Кроме того, непонятно, что лучше – иметь больше или меньше людей в команде? И можно ли будет менять их число?
Если от количества людей в группе меняются и условия экзамена, то рискованно формировать группу с небольшим числом учеников.
Но поскольку условия экзамена пока не ясны, оценить достоинства и недостатки численности групп не представляется возможным.
Это, к лучшему или к худшему, будет зависеть от сути экзамена.
– Количество людей в группе окажет существенное влияние на "результат", о котором я сейчас расскажу.
Сказав это, Чабашира слегка усмехнулась.
Эти слова было легко понять, ведь все ученики сейчас думали об одном и том же.
– Не могли бы вы продолжить объяснение правил? Мне интересно, что это за результат, но сначала хотелось бы знать, что именно мы должны будем делать как группа.
Сказал обеспокоенный Хирата, призывая Чабаширу продолжить.
– Верно. Если я стану отвечать на все замечания Ике, мы ничего не достигнем.
Ике, как бы извиняясь, снова почесал затылок.
– Эти группы будут чем-то вроде классов, созданных только для летней школы. Однако, пусть это и временно, жизнь здесь будет насыщенной. Члены групп будут вместе учиться, готовить и убираться, а также мыться и спать. Вам предстоит столкнуться с самыми различными ситуациями из повседневной совместной жизни.
Если бы всем ученикам нужно было вместе принимать ванну и спать, то и парни, и девушки тут же возопили бы.
– Я не думаю, что смогу жить вместе с учениками других классов...
Я понимал, почему Ике так ворчит.
Нам уже приходилось работать вместе с другим классом во время спортивного фестиваля, но это было временно.
Вряд ли можно сказать, что мы вместе прошли через огонь и воду.
По приезде нас ждёт участие в экзамене, который должен заставить нас пересечь "границы класса".
И в зависимости от обстоятельств мы можем сформировать группу, в которой будут представители всех четырёх классов.
– Результаты будут зависеть от сдачи комплексного экзамена, который пройдет в последний день летней школы. Его приблизительное содержание приведено на странице 7. Прочтите ее.
Получив такое указание, все ученики практически одновременно перелистнули страницу.
"Нравственность", "Умственная дисциплина", "Порядок", "Индивидуальность"…
Там были перечислены предметы, которые нам никогда бы не пришлось изучать в обычной школе.
Другими словами, я должен рассматривать это отдельно от таких дисциплин, как английский язык и математика, которые проверяют академические способности.
Проблема в том, что на подобных экзаменах не существует четкого "правильного ответа".
В материалах, которые нам были предоставлены, есть информация по каждому предмету, но вся она абстрактна.
Здесь нет ничего о том, как конкретно будет проводиться сам экзамен.
Кроме того, я взглянул на примерное расписание. После того, как проснемся, мы будем выполнять утренние задания. Затем соберемся в додзё для Дзадзэна, после чего занимаемся работой, вроде уборки, а потом завтракаем.
(Додзё (яп. 道場, букв. «место, где ищут путь») — изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Сейчас этот термин употребляется также для обозначения места, где проходят тренировки и соревнования в японских боевых искусствах)
(Дзадзэн (яп. 座禅, букв. «сидячая медитация») — основополагающая в дзэн-буддизме медитативная практика).
Далее мы изучаем различные вещи в классах. Затем следует перерыв на обед.
После этого мы получаем задания на послеобеденное время и снова практикуем Дзадзэн.
Потом ужинаем, принимаем ванну и идем спать. Это совершенно иной образ жизни, нежели тот, которого мы придерживались до сих пор.
Кстати, в отличие от обычных выходных, уроки будут и по утрам субботы.
Похоже, мы сможем отдохнуть только в воскресенье.
– Более подробная информация о вашем расписании будет объявлена по прибытии в летнюю школу. Каковы будут специальный экзамен и порядок сдачи в последний день – этого я также не могу сказать на данном этапе.
Это значит, что мы должны будем действовать по обстоятельствам в течение всего специального экзамена.
Может быть, предмет, который они называют "Дзадзэн", тоже будет его частью.
Будет лучше, если я предположу, что такие мелочи, как правильная осанка и хорошее поведение, будут играть роль на этом экзамене.
Кроме того, слова в содержании экзамена вроде "Речь" и "Приготовление пищи" не особо обнадеживают.
– Формирование групп имеет первостепенное значение. Все шесть групп должны действовать как единое целое и быть в состоянии пережить одну неделю лагеря. Независимо от причины, вам не разрешается выходить из группы или менять ее состав. Если ученик заболеет или получит травму, группа должна будет справиться с этим сама, беря на себя ответственность за этого ученика, словно он по-прежнему "в строю".
Другими словами, если между нами возникнут разногласия или даже если мы начнём враждовать друг с другом, с этим нельзя будет ничего поделать. Всё больше складывается ощущение, что нам придется исключать другие классы из своей группы.
Полноценные занятия начнутся в пятницу утром, то есть завтра, и будут продолжаться вплоть до среды следующей недели.
На 8-й день тренировочного лагеря, в четверг, все ученики нашей школы одновременно сдадут экзамен, и мы будем оценены.
– После того, как ученики первого года сформируют свои группы, они встретятся со второгодками и третьегодками, также создавшими свои группы. Кратко говоря, это значит, что всего будет сформировано шесть больших групп численностью от 30 до 45 человек, состоящих из учеников каждого года обучения.
Ситуация уже и так запутанна из-за того, что приходится формировать группы среди одноклассников, но теперь к этому добавляются и старшеклассники.
Как только все это осознали, в салоне автобуса возникла странная атмосфера.
– Проще говоря, группы, которые вы формируете среди своего учебного года – это малые группы, а группы, которые будут формироваться из учеников всей школы – это большие группы.
Выходит, наши малые группы встретятся с малыми группами учеников 2-го и 3-го года, и в конечном итоге мы сформируем шесть больших групп.
– Теперь перейдем к следующей важной теме – итоговый результат. Он будет зависеть от "среднего балла" по результатам экзаменов каждого члена шести больших групп. Это значит, что успехи учеников других лет также играют важную роль.
По сути, средний балл будет рассчитываться на основе результатов всех тех, кто входит в большую группу.
Меня беспокоит разница в количестве людей.
Если мы говорим о среднем балле, то, в зависимости от того, как будут сформированы малые группы, может возникнуть значительная разница в количестве людей среди больших групп.
Ключевым моментом здесь является то, как формировать большую группу.
Если это экзамен, на котором мы просто должны будем соревноваться в своих академических способностях, то очевидно, что победит та группа, в которой собрались все талантливые ученики.
И наоборот, бездарных учащихся неизбежно выгонят из самых привлекательных групп, и им придется формировать свои, низкорейтинговые.
Однако это не значит, что можно гарантированно выиграть на этом специальном экзамене, просто объединив талантливых учеников.
– Вы в какой-то мере поняли суть сказанного, верно? Теперь я, наконец, объясню вам самое важное. А именно расскажу о наградах и штрафах этого специального экзамена.
То есть то, что мы получим, и что потеряем, хах?
Опять же, причина, по которой мы будем разделены по группам, а не по классам, должна быть сокрыта здесь.
– Все члены больших групп, которые благодаря своим средним баллам займут 1-3 места, получат приватные баллы и классные очки. Большие группы, которые займут 4-е место и ниже, получат, скажем так, взыскание.
Подробности касательно поощрений, конечно же, были расписаны и в материалах, которые нам раздали.
«Основные Награды.
1-ое место: 10 000 приватных баллов. 3 классных очка.
2-ое место: 5 000 приватных баллов. 1 классное очко.
3-ье место: 3 000 приватных баллов.
Вышеупомянутые награды получит каждый ученик».
Если в малой группе из 10 человек 9 окажутся из одного класса, то, заняв 1-ое место, они наберут 27 классных очков.
Разумеется, это лишь идеальный сценарий, но лучшим вариантом было бы, если бы мы смогли собрать как можно больше учеников из одного класса и занять первое место.
Однако чем больше у нас людей, тем больший ущерб мы понесем, если проиграем. Кроме того, чем больше людей, тем труднее будет контролировать группу.
Кстати, меня беспокоит, что минусы играют гораздо большую роль, чем те немногие плюсы, которые есть.
«4-ое место: 5 000 приватных баллов.
5-ое место: 10 000 приватных баллов. 3 классных очка.
6-ое место: 20 000 приватных баллов. 5 классных очков.
Вышеуказанные баллы и очки будут вычтены из расчёта на каждого ученика».
Приватные баллы и классные очки не упадут ниже нуля, но останутся и будут отниматься каждый раз, когда нам удастся получить награды на будущих экзаменах.
Можно сказать, что с подобным мы ранее не сталкивались.
Причина, по которой можно было посчитать, что награда за 1-3 места не так уж значительна, заключается в том, что за этим скрывался весомый подвох.
Следующее предложение в тексте Чабашира прочитала вслух.
– Правила установлены так, что в зависимости от количества учеников определенного класса в группе вознаграждение может быть увеличено вдвое. Кроме того, чем больше людей будет в малой группе, тем больше влияния это окажет на награды. Это касается только 1-3 мест и не будет применяться к тем, кто занял 4-ое и ниже места, так что расслабьтесь.
Если два класса объединятся в малую группу, то 1-3 места будут вознаграждены, как описано выше, но если она будет состоять из трех классов, то баллы и очки удвоятся. Если из четырех, то утроятся.
Кроме того, поскольку это влияние, по-видимому, меняется в зависимости от общей численности, 10 человек приведут к умножению результата на 1, 15 человек – к его умножению на 1,5.
Если бы группа могла состоять из 9 человек, этот коэффициент составил бы 0,9.
Согласно подсчетам, максимальная награда за 1-ое место будет втрое выше при наличии в группе учеников всех четырех классов, а при наибольшем количестве в 15 человек она умножится ещё на 1,5. Затем округлим до ближайшего целого числа, и каждый ученик получит 45 000 приватных баллов и 14 классных очков.