Том 11. Глава 6. Мужские слёзы. Часть 1
Я вышел из общежития в поисках Хираты.
Вряд ли он вернулся в школу. Сейчас он мог бы пойти в торговый центр Кёяки или прогуливаться в его окрестностях.
Если он не хочет встречаться с другими людьми, он, скорее всего, находится в каком-нибудь уединенном месте.
Мне придётся пройтись по различным местам.
Я искал около часа и наконец, нашел Хирату, сидевшего на скамейке, понурив плечи.
— Хирата, — окликнул я его.
— …Аянокоджи-кун, — медленно ответил Хирата, после чего поднял свою голову.
Я уже давно не видел его лица.
По-видимому, он не высыпался. У него под глазами появились темные круги, которых раньше не было.
— Уделишь немного времени?
Услышав мою просьбу, Хирата слегка приоткрыл глаза.
— Хватит уже. Почему все, один за другим, должны беспокоить меня. Я был уверен, что ты хорошо меня знаешь и оставишь в покое. Ты меня очень разочаровал.
— Прости. Раздражает ли тебя то, что тебе придётся попросить меня уйти, как это было с Мии-чан?
Несмотря на то, что я сознательно сказал такие провокационные слова, Хирата не сдвинулся со скамейки.
— Собираюсь ли я уделить время? Без проблем. Однако пока я всё ещё в этой школе, мне некуда бежать. Теперь это стало утомительным, и даже у меня нет сил, чтобы убежать. Но... я не думаю, что оправдаю твои надежды.
За этот короткий промежуток времени многие студенты пытались поговорить с Хиратой.
Будь то слова заботы или голоса поддержки, это причиняло ему боль.
Хотя я не знаю, «кто» разговаривал с ним, я могу представить себе «содержание» таких разговоров.
Возможно, они пытались исцелить разбитое сердце Хираты и хотели вернуть его при помощи нежности.
Мы оба тихо сидели на скамейке.
— Ну и… о чем ты хочешь поговорить?
Я знаю, о чем думает Хирата.
Он хочет послушать меня немного, а потом просто оставить всё как есть.
— Расскажи мне всё о себе.
— А?
Голос Хираты был слегка мягким. Он думал, что я скажу ему что-нибудь сочувствующее.
— Каким человеком ты был раньше? О чём ты думал раньше? Я хочу услышать это от тебя.
— Зачем?
— Я не знаю. Мне всегда хочется знать о таком, поэтому я не могу назвать причину, даже если ты спрашиваешь.
Хирата глубоко вздохнул и медленно покачал головой.
— Я не хочу думать о прошлом. Тут не о чем говорить.
— Почему ты не в настроении?
— Почему? Но ты ведь прекрасно…
Хирата взглянул на меня, словно говоря: «Ты уже знаешь причину, ведь так?»
Я проигнорировал его взгляд и повторил свой вопрос снова.
— Почему?
— …Потому что Ямаучи-кун был исключен.
Я заставил его сказать то, чего он не хотел говорить.
Он так же понял мои намерения и выглядел несчастным.
— Ты правда заставляешь меня говорить о ранящих вещах.
— Просто я кое в чём сомневаюсь. Извини, если это расстроило тебя.
— Всё нормально.
У Хираты нет сил спорить со мной. Он вздохнул.
Затем согнул спину и покачал головой, чувствуя себя беспомощным.
Он словно говорил: «Оставь меня. Просто оставь меня в покое».
— То, что Ямаучи покинул школу, как-то связано с тем, что ты не хочешь говорить о своем прошлом?
Столкнувшись с еще одним вопросом, который не соответствовал ситуации, Хирата снова выказал удивлённое выражение.
— Моё прошлое не имеет ничего общего с настоящим.
— Нет, что-то всё же есть.
Хирата хотел насильно положить конец этой теме, но мой комментарий оставил его попытку без внимания.
— Очень печально, что кого-то из нашего класса исключили. Всякий бы так подумал. Но у нас нет времени сожалеть об этом. Скоро начнётся итоговый специальный экзамен. На этот раз не только Хорикита и Кушида, но даже Ике и Судо очистили умы для подготовки к экзамену. А как насчёт тебя, Хирата? Ты постоянно отвлечён мыслями о Ямаучи, который был исключён из школы и которому уже ничем не помочь… — сказав это, я на мгновение остановился.
Поступая так, я хотел показать, что мне не хотелось бы говорить подобные вещи, и мне хочется сменить тему.
— То, что я хочу знать — твоё прошлое, которое привело тебя к формированию твоих ценностей.
— Что ты будешь делать, когда узнаешь? Неужели ты думаешь, что я расскажу?
— Ты должен рассказать. Потому что я хочу рассказать всем о нынешнем тебе.
Он хотел раскрыть правду, но в то же время не мог. Его разрывали противоречия.
На этот раз мне придётся пообщаться с ним «глазами».
Я посмотрел на него сильным, острым взглядом, словно угрожая ему сказать это.
Хирата взглянул на меня со страхом.
— Так вот какова причина, по которой Каруизава-сан рассказала всё тебе. Я, наконец, понял истинное значение её слов. Она взглянула в эти глаза... Нет, скорее, ты заставил её взглянуть. Эти повелевающие глаза. Тьма, что скрыта внутри них.
Тьма, которую отметил Хирата, немного выветрилась из меня.
Этот человек не ждёт смерти. Каждый день он надеется на спасение.
Поэтому он протянет руку и схватит паутину чёрной вдовы. Всё ради того, чтобы выбраться из глубин ада.
— Я уже говорил тебе об этом раньше… Когда я был ребенком, у меня был друг, который был очень близок мне, но над ним издевались во время средней школы.
— Да, Сугимура.
— Я не ожидал, что ты запомнишь его имя...
Именно по тому, что я знал об этой истории, я могу предсказать психическое состояние Хираты.
Хирата хотел помочь своему другу детства, но боялся, что станет следующей мишенью для издевательств.
В результате, он просто наблюдал за развитием событий.
А затем…
— Мой друг… Он попытался покончить с собой, спрыгнув со здания.
Он начал вспоминать, что произошло в тот момент, понемногу пересказывая своё прошлое.
— Хоть он и выжил, но пока он всё ещё не выздоровел. Он в коме...
Хирата сжал руки в кулаки.
— Я заставил его покончить с собой. Ответственность лежит на мне.
— Это не только твоя вина. Корень проблемы кроется в ком-то другом.
— Да, но… Я думаю, что наблюдатели так же не правы.
Хирата однажды сказал это во время нашего пребывания на корабле. С тех пор он всегда думал о том, чтобы попытаться помочь окружающим.
И в самом деле, каждый раз, когда в классе возникает проблема, Хирата сразу же начинает действовать.
Он всегда усердно работает, чтобы решать проблемы, и без колебаний делает это.
Например, во время инцидента с Судо или же когда он помог Кей, притворившись парой.
Тем не менее, есть вещи, которые нельзя объяснить только этим.
— Я понимаю, что ты всё ещё сомневаешься, — Хирата, не взглянув на меня, продолжил. — Мой друг пытался покончить с собой, спрыгнув со здания. Но это не вся история…
Это была та часть, которую он мне ещё не рассказывал, когда мы были на корабле.
— Я думал, что после того, как мой друг попытался покончить жизнь самоубийством, хаос закончится. После такой большой жертвы в школе больше не будет издевательств. Но я был слишком наивен. После этого инцидента я смог увидеть истинную тьму человеческой натуры.
Хирата дрожал, в его глазах было чувство возмездия, которое он прятал.
— Они перешли к следующей цели для издевательств.
Он подавил свои чувства и начал бормотать, словно разговаривая с самим собой.
— В это трудно поверить, но ужасные события вроде этих случаются, и издевательства только начинались. Люди, которые раньше были лишь сторонними наблюдателями, получили такое же обращение. И даже те, кто ранее не участвовал в издевательствах, присоединились.
— Если человек, который находится в самом низу иерархии класса, перестанет существовать, второй ученик снизу автоматически становится последним. Иначе говоря, это естественный закон.
— Я полагал, что не мог позволить этому случиться снова. Я посчитал, что необходимо прекратить подобные вещи.
— Значит... ты принял меры?
Хирата кивнул два или три раза.
— Чтобы не допустить повторения подобного, я применил кое-какие методы.
Хирата медленно поднял голову и посмотрел на меня.
— Этот метод был простым и прямым. Я использовал страх, чтобы контролировать класс.
— И теперь ты пытаешься использовать именно этот метод, Хирата?
— Да. Пусть я не так силен, как Судо-кун или Рьюен-кун, но, когда я всерьёз поднимал кулак, никто не решался драться со мной. Я стал единственным человеком, стоящим у власти в классе, а все другие ученики были на самом низком уровне. Я просто хотел устранить случаи издевательств в классе. Если были какие-либо споры, я немедленно вмешивался. Я наложил на обе стороны одинаковые санкции и боль. Такое поведение, возможно, ничем не отличается от издевательств... Но этот метод обеспечивает временное спокойствие для класса.
Хирата очень хорошо осознавал, что это не было справедливым поступком.
Но даже так, он не хотел видеть мир, где кто-то был бы запуган.
— В результате... Завершилось тем, что я сломил всех учеников в классе. Все они потеряли улыбки и провели дни, как бесчувственные роботы. Это было известно всему району, где я проживал. Это распространялось... словно какая-то болезнь.
— И как школа справилась с этим?
— Я думаю, что им следовало бы рассмотреть дело пораньше. Сначала они расформировали все классы. Затем держали всех, включая меня, под строгим надзором, до тех пор, пока мы не закончили обучение.
Если бы этот инцидент стал известным, конечно, он был бы широко обсуждаем среди общественности.
Не может быть, чтобы школа не понимала этого.
Нет, именно потому, что эта старшая школа знала об инциденте, Хирате позволили поступить сюда.
Таким образом, я наконец-то понял причину, по которой кто-то столь же идеальный, как Хирата, был назначен в класс D.
— Ты не можешь простить их за нападки на Ямаучи.
— Ну... я думал, что пока это не оглашается, я мог притворяться, что ничего не знаю. Я хотел молчать до классного голосования.
В результате из-за решения, принятого Хорикитой, люди в классе, которые были не нужны, были разоблачены.
— Я действительно бесполезен. Конечно, я человек, который не сможет объединить класс. Хотя я старался изо всех сил, я не смог спасти Ямаучи-куна... Ты же понимаешь, Аянокоджи-кун. Я не могу этого сделать, даже если хочу защитить его. С другой стороны, я хочу снова использовать страх, чтобы контролировать других. Я знаю, что это неправильно, но я…
Голос Хираты задрожал.
Чувства в его сердце противоборствовали.
Хирата считает, что, будь то счастье или печаль, они должны быть разделены со всеми в классе.
Если кто-то страдает или падает, он не сможет этого вынести.
За все это время он, должно быть, спрашивал и отвечал на свой вопрос множество раз.
Я не знаю, рассказывал ли он это Мии-чан или другим ученикам, или в какой степени он рассказал это другим.
Однако я был уверен, что, услышав его слова, они дадут типичные ответы: «Это невозможно», «Это не твоя вина, Хирата-кун», «Кто здесь неправ, так это Ямаучи-кун, предавший класс».
Независимо от того, кем они являются, они будут думать, что Хирата прав, а остальные — зло.
Только вот такое отношение никогда не изменится.
В этом случае проблема никогда не будет решена.
Хирата принимает меры, чтобы защитить кого-нибудь из класса. Нет смысла убеждать его в чем-то, используя слова, которые обвиняют других.
Вместо этого, он лишь будет пойманным в его собственной ловушке.
— Я хочу заранее уточнить некоторые вещи. Если это не вина Хорикиты или не моя ответственность заставили Ямаучи уйти, тогда ты знаешь, кто в этом виноват?
— ...Ну, это не имеет к этому никакого отношения, мы ничего не могли поделать.
Хирата прошептал: — Я не виню тебя.
Мои слова, казалось, обвиняли Хирату, и подчеркивали мою невиновность.
Когда он услышал это, фраза могла быть истолкована как: «Ты меня ненавидишь?»
Но…
— Как ты думаешь, кто должен нести ответственность за то, что Ямаучи исключили?
— Я думаю... он сам виноват.
Хирата явно не хотел признавать этого, но он всё же пришел к этому выводу.
На самом деле, он был уверен в этом. Поскольку Ямаучи был лентяем с низким уровнем способностей, это привело к тому, что он стал кандидатом на исключение.
— Ты ошибаешься.
Я опроверг заявление Хираты и прямо отрицал его мысли.
— Исключение Ямаучи — твоя ответственность, Хирата.
— Чт!..
Хирата взглянул на меня.
Его лицо говорило: «Я не понимаю, о чём ты».
— Если бы ты действительно хотел помочь Ямаучи, ты бы испробовал всё, чтобы спасти его.
— Н-но я... я же старался изо всех сил! Это было невозможно!
— Ичиносе из класса B не позволила ни одному из её одноклассников стать жертвой.
— Э-это потому, что она оказалась в особом положении. У них было гораздо больше приватных баллов по сравнению с нами, поэтому им удалось защитить своих одноклассников.
— В первую очередь, это потому, что ты не привел класс к тому, чтобы набрать достаточно баллов. В этом проблема. Если бы ты набирал баллы в течение года, как это делала Ичиносе, ты мог бы спасти кое-кого от исключения.
В таком случае никто не покинул бы класс C, и у класса всё ещё оставалось бы 40 учеников.
— Невозможно. Мы потеряли наши классные очки вскоре после того, как мы поступили в школу. Даже если бы мы не потеряли их, в соответствии с нашей текущей ситуацией в классе, ученики в классе C не будут слушать мою просьбу о накоплении баллов.
— Не имеет значения, были ли классные очки равны нулю, или класс был бы не согласен копить баллы. Это всё ещё твоя ответственность.
Неважно, как сильно он хотел убежать, это была его ответственность. Этот факт не изменится.
— Это не имеет никакого смысла. Это действительно не имеет никакого смысла.
— Конечно, это не имеет смысла. Но такова правда. Именно этот путь ты выбрал. «Спасти всех»? Подобные вещи могут быть только в иллюзиях. В таком случае, независимо от того, кто исключен из школы, ты не можешь винить себя. Но ведь ты всегда изливаешь это чувство вокруг себя, поэтому ты должен брать на себя ответственность, когда терпишь неудачу. Ты должен иметь такую осознанность.
— Я-я!..
— У них неправильное представление о тебе. Они все думают, что ты лучший ученик и тот, кого уважает большинство одноклассников. Но на самом деле это не так. Ты просто слабый и некомпетентный ученик, который может лишь жаловаться, когда что-то выходит из-под контроля. Вот каков ты, Йосуке Хирата.
В этом несусветном выводе стоило бы усомниться. Он вовсе не некомпетентный человек.
Хирата — хороший ученик, поэтому люди чувствуют, что он необычайно талантливый человек, который превосходит многих учеников первого года обучения.
Таким образом, ему никогда не нужно брать на себя какую-либо ответственность, даже если он чего-то там не достиг.
Но, несмотря на это, я должен винить Хирату.
Я должен продолжать обвинять его во всём.
Я должен оказывать сильное давление и упрямо давить на него, пока он не свалится.
Делаю ли я это ради Хираты? Нет.
Мои слова должны заставить Хирату вырасти настолько, чтобы он смог защитить класс после этого? Нет.
Ему не нужно защищать всех.
В какой-то момент, в будущем, будет больше исключений.
Чтобы подготовиться к таким событиям, и чтобы класс продолжал работать так же хорошо, Хирата должен продолжать играть свою роль.
— Как долго ты будешь витать в облаках?
Таким образом, ему не нужно оставлять обязательное для него образование.
Старшая школа — это место, куда он решил поступить по собственной воле. Место, которое определит его будущую карьеру.
— Это твоя истинная натура... твои слова ужасны, жестоки, холодны...
Слеза потекла из его правого глаза.
Сразу за ней последовала вторая.
— Ты волен иметь свои желания. Но если ты действительно хочешь оправдать свои ожидания, хотя бы борись до самого конца. Другого пути нет. Если кого-то исключили, то ты можешь только с неохотой принять реальность. Ведь, в конце концов, нужно двигаться дальше.
— Это ужасно... говорить такое.
— Если ты сейчас остановишься, ученики вокруг тебя будут падать один за другим. Вот почему ты должен продолжать двигаться вперед до самого конца. Если ты сделаешь это, то, когда все закончится, позади тебя будет всё ещё множество учеников.
Требуется много смелости, чтобы вести других за собой.
Я не знаю, когда возникнут следующие препятствия, и я не знаю, когда у него снова возникнут проблемы.
— Но…Что я должен сказать тем, кто пал духом… Должен ли я вынести всё это и продолжать двигаться вперед?
— Ничего подобного. Ты можешь рассчитывать на других учеников, когда сталкиваешься с трудностями. Хорикита, Кушида, Судо, Ике, Мии-чан, Шинохара, не важно кто. Ты просто должен посоветоваться с ними. В этом нет ничего зазорного. Это не имеет ничего общего с положением человека.
Нет такого правила, что человек, стоящий на первом плане, должен быть тем, кто не проявляет никакой слабости перед другими.
Те, кто стоят за лидером, должны оказывать поддержку, когда лидер падает.
Люди в классе определённо выслушают слова павшего духом Хираты.
— Я... я... люди, подобные мне... действительно ли я заслуживаю того, чтобы вести других за собой...
— Конечно. Пока ты можешь двигаться вперед, то да, заслуживаешь.
Я слегка похлопал его по плечу.
В это же время глаза Хираты наполнились слезами.
Не держи в себе.
Я снял с Хираты бремя, которое он нёс на себе.
Хирата, который психологически всё ещё не мог двигаться, наконец, смог облегчить свою ношу и разогнул спину, чтобы встать.
— С-спасибо… Спасибо… Аянокоджи-кун.
Слезы текли по лицу Хираты.
Мужчины — сложные и проблематичные существа, потому что они не могут легко проливать слезы перед другими людьми.
Вот почему мужчины хотят иметь хороших друзей, перед которыми они могут показать свои слезы.
Больше мне нечего было сказать.
Пока есть друг, что может остаться с ним и выслушать его проблемы, всё будет хорошо.
Если я сделаю это — он сможет снова двигаться вперед.